Жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы, а так же товарищества собственников жилья (ЖК, ЖСК и ТСЖ) являются некоммерческими организациями, объединяющими собственников помещений в многоквартирных домах с целью совместного управления общим имуществом. Цель эту можно охарактеризовать как исключительно социальную, обеспечивающую поддержание определенного уровня качества жизни городского населения.
По организационно-правовым формам эти некоммерческие организации различаются. Это различие проявляется лишь на сравнительно коротком начальном этапе деятельности ЖСК - при строительстве дома. После ввода дома в эксплуатацию и выплаты пайщиками паевых взносов, практически все признаки и характеристики деятельности ТСЖ, ЖК и ЖСК совпадают.
Вопросы бухгалтерского и налогового учета в ЖК, ЖСК и ТСЖ, в частности бухгалтерского учета и налогообложения обязательных платежей на коммунальные услуги и платежей за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, до сих пор не урегулированы на законодательном уровне вследствие неоднозначного трактования их работниками финансовых и налоговых служб и постановлениями (решениями) высших арбитражных судов.
От трактовки экономической сущности деятельности ТСЖ, ЖСК зависит и отражение результатов этой деятельности в бухгалтерском учете и отчетности, выбор и формирование положений учетной политики.
Применение профессионального суждения является необходимым к сложным, не имеющим достаточно четких правил участкам бухгалтерского учета. Одним из таких недостаточно проработанных является учет в ТСЖ.
Поэтому бухгалтер, формирующий учетную политику ТСЖ, сталкивается, скорее, не с выбором из нескольких разрешенных законодательством способов учета, а с выработкой своих собственных учетных подходов.
Большинство ТСЖ применяют упрощенную систему налогообложения. В 2013 г. начал действовать Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Он не предусматривает никаких льгот для организаций, применяющих УСН, в части ведения бухгалтерского учета при УСН. Так же в процессе управления хозяйственной деятельностью руководству ТСЖ, ЖСК необходимо своевременно получать информацию о состоянии взаиморасчетов собственников жилья по оплате жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, ТСЖ обязано выполнять требования по контролю за целевым использованием денежных средств, полученных от собственников жилья. Еще одной задачей является осуществление раздельного учета финансовых результатов в случае получения ТСЖ дополнительных доходов (например, от сдачи имущества в аренду). Все эти задачи могут быть решены только при построении эффективной системы бухгалтерского учета.
Примерный перечень положений, необходимых для включения в учетную политику ТСЖ или ЖСК:
- учет поступлений от собственников жилья - членов ТСЖ
- учет поступлений от собственников жилья, не являющихся членами ТСЖ
- учет прочих поступлений (от предпринимательской деятельности)
- учет расходов на содержание имущества многоквартирного дома
- учет основных средств
- учет материально-производственных запасов
- учет расходов будущих периодов
- учет резервов на ремонт общедомового имущества
- учет результатов деятельности ТСЖ
Единый стандарт качества оказываемых услуг, отработанные механизмы взаимодействия с собственниками, поставщиками услуг и государственными органами позволяют обеспечить ТСЖ или ЖСК необходимую стабильность
Текущая работа бухгалтера в ТСЖ, ЖСК
- Организация бухгалтерского учета в ТСЖ И ЖСК
- Ввод сведений об организации, настройка учетной политики
- Ввод начальных остатков
- Оперативная работа и учет
- Проведение платежей (клиент-банк)
- Ведение складского учета
- Учет основных средств
- Прочие учетные работы
- Ведение взаиморасчетов с собственниками жилья, в том числе ввод начислений коммунальных платежей, целевых сборов собственникам и поступление платежей собственников на расчетный счет
- Приемы бухгалтером собственников ТСЖ
- Оперативное разрешение вопросов с собственниками
- Сверка с контрагентами
- Ведение взаиморасчетов с обслуживающими организациями
- Оплата работ (услуг) организациям
- Ведение взаиморасчетов по коммерческой деятельности (аренда, оказание платных услуг)
Планирование
- Участие в составлении сметы расходов и доходов
- Составление плановых смет, расчет оптимальных тарифов
- Планирование повестки дня общего собрания
Отчетность
- Работа с ревизионной комиссией
- Подготовка отчетной сметы для утверждения общим собранием
- Сдача отчетов в налоговую инспекцию и фонды
- Подготовка и предоставление ответов на официальные запросы контролирующих органов
- Сопровождение проверок налоговых и других уполномоченных органов
- Финансовый анализ деятельности, финансовый отчет об исполнении сметы расходов и доходов
Тариф «Бухгалтерия» | Тариф «Бухгалтерия + первичка» | Тариф «Бухгалтерия + Банк» | Тариф «Бухгалтерия под ключ» | |
Цены для организация с основной системой налогообложения | от 12 000 руб/мес | от 15 000 руб/мес | от 17 000 руб/мес | от 26 000 руб/мес |
Цены для организаций применяющих УСН (упрощенная система налогообложения) | от 9 000 руб/мес | от 12 000 руб/мес | от 14 000 руб/мес | от 23 000 руб/мес |
Подготовка и сдача налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, статистической отчетности | + | + | + | + |
Полное ведение бухгалтерского и налогового учета | + | + | + | + |
Подготовка первичных документов по реализации | + | + | + | |
Подготовка платежных поручений для банка | + | + | ||
Начисление коммунальных платежей собственникам | + | |||
Полное общение с контрагентами Клиента (акты сверки, запрос документов, регулирование дебиторской и кредиторской задолженности) | + | |||
Прием собственников по вопросам начисления коммунальных платежей | + | |||
Подготовка годовой финансовой отчетности (для отчетного собрания) | + | + |
Для точного определения стоимости бухгалтерского сопровождения ТСЖ, ЖСК заполните анкету и отправьте ее нам.
Если какой либо пункт анкеты Вам не понятен, пропускайте его. Наш специалист свяжется с Вами для уточнения